«Строить логистические и деловые мосты между нашей компанией и нашими международными партнерами»
Специалист отдела внешнеэкономической деятельности (ВЭД) ГК «Научное оборудование» Юлия Ермоленко рассказывает, как навыки бортпроводника помогают ей в сопровождении внешнеэкономических сделок.
Начало карьерного пути
‒ Юля, расскажи, какое у тебя образование и с чего начался твой карьерный путь? Как затем ты решила стать стюардессой? Кто вдохновил на это?
Я окончила НГТУ, факультет бизнеса. Мой карьерный путь, однако, начался не в офисе, а в небе, и этому предшествовала одна яркая встреча.
Через год после университета я отправилась в свое первое заграничное путешествие ‒ в Прагу и Париж. Именно в аэропорту Толмачево на паспортном контроле я увидела экипаж. Меня поразили их профессионализм, внешний вид и та легкость, с которой они общались. Я до сих пор помню их улыбки, собранность и ощущение, что они часть чего-то большого и интересного. В тот самый момент у меня родилась мечта: я тоже захотела связать свою жизнь с авиацией, чтобы путешествовать, открывать мир и дарить такие же яркие эмоции пассажирам.
Раньше в Новосибирске набор в бортпроводники проводили редко, но, когда объявили о новом наборе, я восприняла это как знак и отправила резюме. Далее последовали несколько месяцев интенсивного обучения и стажерских полетов. И вот он ‒ мой первый самостоятельный рейс на Сахалин, который стал для меня настоящим стартом в этой профессии. К слову, про Сахалин. После посадки, гуляя по набережной, мы с экипажем увидели невероятное зрелище ‒ на волноломе расположилось лежбище сивучей (морских котиков). Этот момент стал для меня ярким аккордом, который запомнился на всю жизнь.

‒ Расскажи о своём расписании того периода, когда ты работала бортпроводником. Сколько городов / стран ты могла посетить за неделю / день?
Режим дня в той жизни сложно было назвать режимом в привычном понимании. Это был настоящий калейдоскоп городов и часовых поясов. Сегодня утром ты пьешь кофе в Москве, а завтра вечером уже гуляешь по набережной Владивостока. За одну неделю могло накопиться несколько стран или городов: от солнечного Бангкока до дождливого Питера, и все это в одном «расписании».
Такой ритм жизни был одновременно и интересным, и требовательным. С одной стороны, это был уникальный шанс увидеть мир. С другой, это требовало собранности, дисциплины и умения мгновенно переключаться. Вся работа держалась на слаженной работе команды, где каждый должен быть стрессоустойчивым и готовым моментально реагировать на любые ситуации. Это была настоящая школа жизни в режиме нон-стоп.
‒ Встречала ли ты среди пассажиров известных людей? Раскрой их имена. Какие эмоции вызывали такие встречи?
О, да, было несколько очень запоминающихся встреч! Вспоминаю, как на борту летел Александр Карелин ‒ человек-легенда (трехкратный олимпийский чемпион по греко-римской борьбе), чье присутствие просто чувствуется. Или музыканты из группы «Агата Кристи» и «Моя Мишель», чьи песни звучали в моем плейлисте. А однажды я летела на рейсе с Кириллом Толмацким (Децлом) – это же целая эпоха для моего поколения!
Работа в ГК «Научное оборудование»
‒ Юля, раньше твоя деятельность была связана с самолётами, а теперь с «мостами», ведь во внешнеэкономической деятельности важно налаживать деловые мосты, верно? Расскажи, какими задачами ты занимаешься в отделе ВЭД. Что у тебя получается лучше всего?
Да, это очень точная метафора! Если раньше я помогала пассажирам преодолевать географические расстояния, то сейчас моя задача ‒ строить логистические и деловые мосты между нашей компанией и нашими международными партнерами.
В отделе ВЭД я занимаюсь полным циклом сопровождения внешнеэкономических сделок: от обработки запросов на то или иное оборудование до подготовки полного пакета документов для таможенного оформления. То есть мы обеспечиваем бесперебойную доставку сложного научного оборудования из любой точки мира в наши научные институты и лаборатории.
И вот что у меня получается лучше всего ‒ это быстро находить общий язык и выстраивать долгосрочные, доверительные отношения. Работа бортпроводником научила меня находить подход к самым разным людям, быть тактичной, терпеливой и при этом настойчивой в достижении цели. Когда ты можешь ясно и конструктивно обсудить проблему с коллегами или партнерами из другой страны, несмотря на языковой и культурный барьер ‒ это и есть тот самый прочный «деловой мост», который мы строим.
‒ Как в целом тебе работается в отделе ВЭД? Как всё начиналось, когда ты только устроилась работать в «Научное оборудование»? Сколько лет ты уже здесь работаешь?
Знаете, я могу с уверенностью сказать, что работа в отделе ВЭД приносит мне огромное удовлетворение. Атмосфера в команде ‒ просто находка. Коллеги вдохновляют меня каждый день своим подходом к делу.
Конечно, все начиналось с вызова. Первые месяцы были очень интенсивными, приходилось осваивать огромный пласт информации. Но здесь сыграла ключевую роль колоссальная поддержка моего руководителя. Он стал для меня тем самым проводником, который не только давал знания, но и вселял уверенность. Благодаря такому грамотному наставничеству я смогла быстро влиться в ритм. Сейчас, работая здесь уже полтора года, я чувствую себя частью большой и дружной команды, которая движется к общим целям.

‒ Какие препятствия порой ожидают грузы на границе? Что стоит учитывать? Можем ли мы заранее это предугадать и тщательнее подготовиться к отправке груза?
Это ключевой вопрос во внешнеэкономической деятельности. Препятствия на границе можно сравнить с «воздушными ямами» на маршруте, но большинство из них мы можем обойти, если заранее провести тщательную разведку. Самая частая «зона турбулентности» ‒ неверно оформленные документы. Любая неточность в инвойсе, упаковочных листах или сертификатах ведет к задержке.
Задержка груза может произойти по нескольким причинам, например, из-за логистических и внешних факторов. Это очереди на границе (они значительно увеличивают сроки доставки), выборочный или полный досмотр груза (также влияет на время), валютный контроль: банки тщательно проверяют документы, и любая неточность может задержать платеж, а значит, и отгрузку.
В отделе ВЭД мы ведём максимальную подготовку на стадии планирования. Еще до заключения контракта мы проводим предварительную классификацию по товарной номенклатуре ВЭД и проверяем необходимость оформления разрешительных документов. Мы не ждем сюрпризов на границе, потому что сами себе заранее задаем все сложные вопросы, создаем «идеальный пакет документов», отрабатываем каждую товарную позицию в документах до мелочей. Наша цель ‒ чтобы у инспектора не возникло ни одного вопроса, потому что все ответы уже есть в предоставленных документах. Готовим план «Б». Мы заранее прорабатываем риски: что делать, если груз задержали, как оперативно внести правки в документы, какие есть альтернативные варианты решения того или иного вопроса.
Таким образом наша главная задача не бороться с последствиями на границе, а сделать так, чтобы груз прошел ее максимально гладко и предсказуемо. Это требует скрупулезной подготовки, но именно это и отличает профессиональный подход в ВЭД.

‒ Какие знания и навыки помогали тебе качественно выполнять работу на борту самолёта и сейчас в отделе внешнеэкономической деятельности? Насколько эти качества пересекаются?
Это прекрасный вопрос, который позволяет увидеть, что настоящие профессиональные навыки часто являются сквозными. Несмотря на радикальную разницу в содержании работы, ее основа ‒ это работа с процессами, людьми и нештатными ситуациями. И здесь есть прямое пересечение. Можно сказать, что в авиации я оттачивала «софты», то есть гибкие навыки работы в высоком напряжении. А в ВЭД я наложила их на жесткие, регламентированные процессы. Но основа одна: профессионализм, ответственность и умение доводить дело до конца, несмотря на любые «болтанки».
Увлечения
‒ Расскажи, как ты любишь проводить время вне работы? Чем увлекаешься? Есть ли у тебя домашние животные?
Вне работы моя жизнь наполнена простыми, но очень важными для меня радостями.
Мое большое увлечение ‒ английский язык. Я не воспринимаю его как рутину, для меня это возможность видеть мир шире: смотреть фильмы в оригинале, читать статьи и чувствовать себя комфортно в путешествиях.
В любое время года меня сопровождает музыка. Я тот самый человек, у которого всегда играет что-то в наушниках или дома. Мой музыкальный вкус очень разнообразен: от классики до рока, в зависимости от настроения. И у меня есть одна маленькая мечта ‒ обзавестись виниловым проигрывателем и начать коллекционировать пластинки моих любимых исполнителей. Мне кажется, это совершенно особый, очень теплый и «живой» способ слушать музыку.
А главный житель моего дома ‒ потрясающий кот Саша. Он не просто питомец, а настоящий персонаж со своим характером. Все, кто с ним знаком, подтвердят ‒ невозможно остаться к нему равнодушным. Он мастер устраиваться на коленях в самый неподходящий момент, а также отлично снимает стресс.
‒ Юля, поскольку ты много путешествовала и много всего видела, порекомендуй коллегам самые интересные места / города к посещению по всему миру!
С огромным удовольствием! На основе своего опыта я бы выделила два города, которые произвели на меня самое сильное и контрастное впечатление, и которые я смело могу рекомендовать каждому.
Если говорить о мире, то это, безусловно, Стамбул. Это город, где история буквально дышит из каждого камня. Ты идешь по современной улице, поворачиваешь за угол ‒ и перед тобой возвышается старинная мечеть. Запах кофе, звук призыва на молитву, крик чаек и вид Босфора... Это уникальное ощущение, когда ты находишься одновременно и в Европе, и в Азии. Он очаровывает с первой секунды и остается в сердце навсегда.
А если говорить о нашей необъятной России, то это Владивосток. Это город с абсолютно особым характером и энергетикой. Он какой-то очень смелый, свободный и безумно красивый. Когда стоишь на смотровой площадке и смотришь на Золотой мост, порт и сопки, понимаешь, насколько Россия мощная и разная. Поразительное ощущение, что вот тут край земли, Тихий океан, а за ним целый другой мир. Он совершенно не похож на города центральной России, и в этом его главная магия.
Так что мой совет коллегам: чтобы почувствовать колорит Востока, езжайте в Стамбул. А чтобы понять масштаб и многогранность России ‒ обязательно посетите Владивосток. Уверена, эти города никого не оставят равнодушными!